Карта сайтаВ начало разделаСлово паломника. Путешествие по святым местам... М., 1996 г.

{61} В книге "О вере" напечатанной в Москве 1648 года, при патриархе Иосифе, в главе первой о Церкви Сионской, показано, что на всякое лето в Великую Субботу бывает виден на Гробе Господнем Святый Свет; и там же несколько ниже доказывается, что свет этот на Гробе Христово будет являться до скончания века.

...

Среди обширного храма Воскресения, под высоким его куполом, почти в самом центре ротонды устроена часовня, или малая церковь, а по-гречески кувуклия, обложенная желтым мрамором, с разнообразными украшениями по стенам и куполом посредине. Образована она из природной скалы и заключает неоценимое сокровище христиан- живоносный гроб Христов. Кувуклия, часовня животворящего гроба Господня, длиной 4 сажени = 8,3 метра и шириной 2,5 сажени = 5 метров и высотой около 5 метров. Окон нет, а в северной и южной стенах овальные отверстия, чрез которые патриарх в заутреню светлого Воскресения раздает через епископов пучки свечей со священным огнем.

При входе в кувуклию стоят в два ряда огромные подсвечники и множество лампад вне и внутри кувуклии, количество коих в праздники увеличивается. Путешествующие в Иерусалим паломники с древних времен и до ныне единогласно утверждают, что в великую субботу является святый огонь на гробе Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Тысячи богомольцев, ежегодно стекающихся со всех стран мира, из всех народов и всех исповеданий христианских, и многих даже не христианских, спешат для поклонения гробу Господню, именно ко дню великой субботы.

В этот день, по свидетельству всех путешественников, ежегодно совершается издревле и доныне явление невещественного огня на гробе Господнем. Сведения о святом огне восходят к глубокой древности. Греческие писатели, упоминавшие о сем явлении, в доказательство глубокой древности, ссылаются на писания отцев Церкви: Григория Нисского и Иоанна Дамаскина, которые, как известно, сами были в Иерусалиме. Первый из них во втором слове о Воскресении пишет:

"Сия видев, Петр очима, но и высоким апостольским умом: Исполнен убо был гроб света, так что хотя и ночь была, однако двема .образы видел внутренняя - чувственно и душевно". Второй же, в своих церковных песнопениях, нередко упоминает о свете, чудесно облиставшем на святом гробе. Так например: "Скорый Петр предста ко гробу, и свет зря во гробе, ужасашеся" (октоих, 1 воскресный седален 8 гласа).

Свидетельство же наших благочестивых паломников, писателей здесь излагаются; самое древнейшее из них принадлежит игумену Даниилу, посетившему Иерусалим (1093-1112 г.), при великом князе Киевском Святополке Изяславиче. Как же происходит самое явление огня, об этом разные путешественники пишут несколько различно. Одни описывают, что пред этим находит облако, другие же, не упоминая этого, описывают происхождение святого огня прямо от гроба Господня, иные паломники называют цвет огня синим, который делается потом блестяще-светлым, а некоторые изображали его красным. Из последних паломников блаженной памяти Андрей Николаевич Муравьев пишет, что "на гроб Господень предварительно дсладется хлопчатая бумага (вата), дабы собирать ею святой огонь, появляющийся, как говорят, малыми искрами на мраморной плите гроба Господня". - А. С. Норов описывает: "Я видел, как престарелый митрополит, склонясь над низким входом, вошел в вертеп и повергся на колена пред святым гробом, на котором ничего не стояло и который был совершенно обнажен. Не прошло минуты, как мрак озарился светом и митрополит вышел к нам с пылающим пуком свечей". Иеромонах Меле-тий, благочестивейший саровский старец, утверждает, что "явление святаго огня не от инуду, кажется, происходит, как точию от самаго гроба, освя-щеннаго плотию Христовою, который ежегодно источает оный в знамение сия истины и правоверия". Не могши же быть сам лично свидетелем схождения святаго огня, иеромонах Мелетий приводит слова архиепископа Мисаила, отправлявшего тогда служение: "Вшедшу мне, - говорил ему архиёпископ Мисаил, - внутрь святому гробу, видим бе на всей крышке гробной блистающ свет, подобно рассыпанному мелкому бисеру, в виде белаго, голубаго, алаго и других цветов, который потом, совокупляйся, краснел и претворялся в вещество огня; но огнь сей, в течение времени, как только можно прочесть не спеша четыредесять крат "Господи помилуй", не жжет и не опаляет, и от сего-то огня уготованные кандила и свечи возжигаются: но впрочем, - присовокупил архиепископ, - как, откуда явление сие бывает, сказать не могу".

Такое разнообразие сказаний о цвете святаго огня и о способе его явления доказывает неподдельность и искренность писателей. Вскоре, по сошествии огня, вся церковь, от низу до самого купола пылает огнями. Радость благочестивых христиан бывает самая искренняя. Все же сказания очевидцев сводятся к одному итогу, что огнь невеществен и является ежегодно в великую субботу и до сего дня. (64-67)

...

Единственный вход в храм Воскресения Господня представляют собой громадные арки под мраморными сводами, образующими как бы пару ворот, правые из которых издавна заложены каменной стеной. И открываются только левые, так называемые, "Святые врата" из массивных бронзовых двустворчатых дверей. А над заложенными вратами еще заметны следы мозаики, из которой была сложена икона Богоматери, некогда призвавшая к покаянию преподобную Марию Египетскую.

Часто паломники лобызают при входе в храм (воскресения слева средний столп мраморный, на котором глубокая трещина, выжженная небесным огнем в великую субботу в давние времена. Когда богатые армяне, подкупив деньгами турок, не допустили православных в кувуклию и греки стояли у входа в храм и со слезами молились, то Господь послал благодатный огонь на Мраморный столп. Среди ясного дня вдруг ударил гром, на левой стороне средняя колонна треснула, и из трещины вышел огнь пламенем. Патриарх зажег свечи от этого огня небесного, а армяне огня не дождались. Так Господь возвеличил истинную веру Своим огнем. Тогда все возрадовались и возвеселились, а православные а арабы кричали: "Едина наша истинная вера православных!". Вера армян была постыжена, и турки их еще наказали. А турецкий воин Омир, видя это чудо, уверовал во Христа, исповедал Его Сыном Божиим и Богом и стал мучеником. Его мощи в большой Панагии у греков.

<...>

Первое и святейшее место, которое посещает боголюбивый паломник, - это храм Воскресения Христова, или живоносного гроба Господня. Во времена Спасителя Голгофа и сад Иосифа аримафейского были вне стен города. При святом равноапостольном Константине и матери его святой равноапостольной царице Елене был построен храм Иерусалимский, в который вошли место распятия и место погребения, и в 326-м году обретен крест животворящий.

Храм Воскресения Христова величествен и обширен. Здание венчают два больших купола: один полусферической формы, другой - шлемовидный.

Площадь перед входом в храм, где совершают таинство елеосвящения на страстной седмице, 36 метров на 15 м. Есть выход по ступенчатой лестнице к Яффским воротам и в город, слева напротив входа в храм Господень киновия Гефсимания. Ворота во храм двухстворчатые, слева и справа по три мраморные колонны, средняя колонна слева имеет большую трещину в память обожжения огнем в великую субботу.

Вот, при каких обстоятельствах она оказалась рассечена. Как-то после завоевания греков турками, богатые армяне подкупили турок, изгнали православных греков из храма Воскресения Христова и после такого бесчиния ожидали схождения благодатного огня в великую субботу.

Православные греки смиренно находились вне храма, при входе, в ожидании и молитве. Вдруг ударил гром и на левой стороне средняя колонна мраморная треснула, и из трещины вышел пламенный благодатный огонь. Православный патриарх зажег свечи, а от его свечей зажгли свечи все православные. Так Господь посрамил дерзость инославных и утешил смиренных и верных православных.

Вступив в храм Воскресения Христова, прямо от входа в нескольких шагах (около 8 метров) паломники увидели лежащий на небольшом возвышении продолговатый желто-розоватого цвета камень миропомазания - 2-х метров 20-ти сантиметров. По сторонам его, огромной величины шесть подсвечников, а над ним восемь теплящихся лампад, напоминающих кувшины. Это тот самый камень, на который пречистое тело Господне, по снятии со креста праведными Иосифом и Никодимом, возложено было, помазано миром, обвито плащаницею и затем положено во гроб.

Слева от камня метрах в десяти, на четырех колоннах стоит сень с куполом над мраморным кругом - место скорби святых жен. Здесь стояла Матерь Божия со святыми женами мироносицами, ибо дальше их не пустили воины, и {217} взирали с сего места на крестные страдания Спасителя. <...> Великая святыня сама Голгофа, где Господь Иисус Христос совершил спасение рода человеческого. Во времена Спасителя город с западной стороны оканчивался Судными воротами, и за ними, за городскими стенами уже была Голгофа. Она возвышалась от уровня земли на 3 метра.

<...>

С того утра, когда, как поет Церковь, апостол Петр, прибежав к пустому гробу и наклонившись, "увидел свет" в нем, - празднует православие явление небесного огня на святом гробе Господнем. Празднование святого огня исключительно принадлежит Иерусалиму и нигде более не повторяется, точно так же, как не повторялись вне Иерусалима праздники ветхозаветного огня. Раньше обряд этот входил в состав чина вечернего великосубботнего Богослужения, в настоящее время получение "благодати святого огня" превратилось в святогробскую литанию. Патриарх в сопровождении духовенства шествует в Воскресенский храм в обычной торжественной обстановке. В алтаре патриарх облачается в белые одежды, во весь светлейший сан. Перед началом крестного хода, православные арабы совершают дозволенный с давних лет обычай выражения радости по поводу появления святого огня: шумною толпою они обегают три раза вокруг святой кувуклии, бьют в ладоши, громко восклицая: "Господи, помилуй! Нет другой веры, кроме веры Православной!" - " "Воля дин, иля дин Эл - Мессия" (араб.).

В одном году, сейчас рассказывали, не хотели пустить арабов, и долго не сходил благодатный огонь. Говорят, что время получения благодатного огня - это время, когда Господь сходил во ад. Все христиане имеют пуки свечей по 33 штуки. Около часу дня из алтаря Воскресенского храма выходит крестный ход во главе с патриархом, певчие и все духовенство поют: "Воскресение Твое, Христе Спасе..." - и троекратно обходят кувуклию. После этого все участвующие в литании уходят в алтарь, один патриарх остается у входа во гроб. Он слагает с себя все священные одежды и остается в одном подризнике. Проводится официальный осмотр патриарха: нет ли у него спичек или фосфора. Затем печать с дверей снимается, и он входит в темный гроб один, двери святой кувуклии затворяются.

Вместе с греческим патриархом входит и армянский патриарх, но он остается в приделе Ангела близ южного отверстия в нем, тогда как православный патриарх идет к ложу Спасителя и, преклонив колена, со слезами молится Господу Спасителю о том, чтобы Он обновил неизреченным Своим благоутробием и светом познания Своего просветил язычников, пребывающих во мраке, и чрез Его сошествие во ад и небесная, и земная, и преисподняя исполнились бы света, чтобы сей раздаваемый свет от светоносного Его {209} гроба верным послужил даром освящения, исцелением от болезней, демонам ужасом и чтобы Спаситель благословил, и освятил благочестиво к Нему прикасающихся, и даровал бы им ходити во свете заповедей Его, как сынам света.

В храме после невообразимых шума и суеты воцаряется гробовая тишина. Мысль, взор молящихся устремляются проникнуть в сокровенную глубину этой драгоценной христианской святыни, погруженной во мрак, с затаенным желанием, хотя бы и отчасти, приподнять для себя завесу загадочной тайны явления святого огня на тридневном ложе Спасителя... С трепетом и замиранием сердца ожидают все находящиеся в храме вожделенного момента первого появления святого огня из святого гроба. В томительном ожидании, минуты для них кажутся часами, а четверть часа горячей молитвы патриарха - даже целою вечностию... Вдруг громовой разноязычный крик 30-тысячной толпы раздается под сводами храма, и звон бил, и оглушительный трезвон во вся тяжкая, и это потому, что в два отверстия с боков кувуклии мелькнул святой огонь. Диакон, подобно ангелу, несется с факелом огня в алтарь, чтобы передать его хранителю святого гроба, который раздает огонь кругом. Из распахнутых дверей кувуклии выходит - нет, скорее выносится сильными руками - патриарх с двумя факелами нового огня, к которому устремляется вся толпа, чтобы зажечь свои свечи именно от него. Святой огонь в мгновение ока морем разливается по всему обширному пространству храма, из груди тысячи богомольцев вырывается невольный восторженный крик радости и неподдельного восторга. А кругом уже вес в огнях - и только диву даешься, как еще ни разу не было в этот день пожара. Всеобщее ликование! Огонь повсюду, у всех в руках, в нем купают лицо и бороды, все радуются, все торжествуют и веселятся: "Ныне вся исполнишася света: небо и земля и преисподняя".

Восторг богомольцев, теперь уже ничем и никем не сдерживаемый, не имеет себе предела. Протяжное "Кирие, элейсон" сменяются вышеуказанными радостными восклицаниями о преимуществах веры православной. Неистовый стон и крики радости внутри храма передаются наружу уличной толпе, стоящей близ храма, и далеко разносятся по стогнам и закоулкам города. Назначенные скороходы отправляются в Вифлеем и лавру преподобного Саввы, чтобы и в этих местах освятить обитателей новым светом. Раньше, пишут, зажигали святым огнем костры на площади пред входом в Святогробский храм и по улицам Иерусалима, и ярко пылали эти костры весь вечер до пасхальной заутрени, собирая вокруг себя толпы празднично настроенного народа.

При получении благодати от умиления и восторга многие плачут слезами радости, а туземцы, наиболее экзальтированные и возбужденные, святым огнем опаляют себе лоб, голову, руки, грудь, берут его в рот и даже тушат пуки свеч у себя на груди. Православные феллахи из окрестных деревень разносят святой огонь по своим деревням в фонариках, где их торжественно встречают с рукоплесканиями, радостными криками и другими своеобразными выражениями радости. При встречах все поздравляют друг друга "с праздником" и "с получением благодати".

Разоблачившись в алтаре, патриарх в сопровождении духовенства отправляется в патриархию на отдых.

С удалением из храма православных богомольцев совершают литании с круговым обхождением кувуклии армяне, а после них копты и иаковиты. В храме Воскресения очередной архиерей совершает вечерню с литургией Василия великого. Служба эта, за отсутствием молящихся в храме, не отличается особенной торжественностию в Иерусалиме, но в городских и монастырских храмах православного Востока бывает с такими любопытными подробностями, каких не знает наш Типикон. Служба эта даже получила здесь наименование "первого Воскресения". На вечерне читаются только три паремии: первая из книги Бытия, вторая из книги Исхода и третья из пророка Даниила. После стихов "Господа пойте" читается Апостол, и тотчас вместо аллилуиа поют стих: "Воскресни, Боже, суди земли". В это время священник, одетый в белые одежды, отворяет царские двери, выходит из алтаря, имея в руках корзину с дафнами и живыми цветами, и, разбрасывая по церкви зелень, приветствует богомольцев словами: "Христос воскресе!" - на что последние отвечают: "Воистину воскресе!". На колокольне храма в это время раздается торжественный трезвон не только "во вся кампаны", но даже в "древа тяжкая", в "била" и "клепала", усугубляемые ударами в медные тазы и барабаны.

При чтении Евангелия полагается на аналое икона Воскресения. Вместо "Видехом свет истинный" поется стих: "Помяни, благоутробне, и нас, якоже помянул еси разбойника во царствии небесном". Литургия оканчивается возгласом: "Воскресый из мертвых Христос...". Вечером Деяния апостольские в храмах не читаются, и богомольцы являются прямо к пасхальной утрене, которая предваряется обычным каноном великой субботы. Явление святого огня ежегодно происходит от самого святого гроба, освященного возлежавшею плотию Христовою, в знамение истины и правоверия. Святой огонь поддерживается в Святогробском храме до следующего года.

Сказание архиепископа Мисаила: "Вшедшу мне внутрь ко святому гробу, видим был на всей крыше гробной блистающ свет, подобно рассыпанному мелкому бисеру, в виде белого, голубого, алого и других цветов, который потом совокупляясь краснел и претворялся в течение времени в вещество огня; но огнь сей, в течение времени, как только можно прочесть не спеша четыредесять крат "Господи, помилуй", не жжет, и от сего-то огня уготованные кандила и свещи возжигают. Но впрочем, как и откуда явление сие бывает, сказать не могу". На пасхальной неделе рано утром опять по крестному пути мы пошли к Елеонской горе. Перед этим, войдя в храм Воскресения, приложились к святым местам.

<...>

Пятый день. Сошествие благодатного огня. Словом передать невозможно. Стояли рядом у входа в кувуклию. Храм был весь объят молниями сверкающими. Патриарх зашел в кувуклию в 13 час. 55 мин. Перед входом в храме уже все вспыхивало. В 14.00

- 14.02 все уже полыхало. Мы с Настей омыли огнем все лицо, волосы, глаза. После огня пошли к патриарху Диодору Там нас омыли розовым маслом или водой. После этого вернулись в Вифлеем. От избытка чувств духовных и радости духовной хотелось уединиться. Вечером пошли на пасхальную службу. Сподобились причаститься на Пасху. После причастия открыли кувуклию для паломников, чтобы приложиться ко гробу Господню. Мы приложились к святыням храма и пошли в Духовную миссию. Побыли там тоже на службе. По окончании службы приехал автобус, и мы со слезами на глазах простились с Иерусалимом с благодарностью к Богу, что Господь сподобил нас такой великой милости.

<...>

Храм Воскресения Христова величествен и обширен. Основан он царицею святою равноапостольною Еленою в IV-м веке по Рождестве Христовом. Здание венчают два больших купола: один полусферической формы, другой - шлемовидной. При входе слева средняя колонна рассечена. Вот, при каких обстоятельствах она оказалась рассечена.

Как-то, после завоевания греков турками, богатые армяне подкупили турок, изгнали православных греков из храма Воскресения Христова и после такого бесчиния ожидали схождения благодатного огня в великую субботу. Православные греки смиренно находились вне храма, при входе, в ожидании и молитве. Вдруг ударил гром и на левой стороне средняя колонна мраморная треснула, и из трещины вышел пламенный благодатный огонь. Православный патриарх зажег свечи, а от его свечей зажгли свечи все православные. Так Господь посрамил дерзость инославных и утешил смиренных и верных православных.

Вступив в храм Воскресения Христова, с южной стороны по мраморной лестнице 28-ю ступенями вверх, паломники трепетно взошли на святую гору Голгофу, где Господь Иисус Христос совершил спасение рода человеческого. Алтарь и престол голгофские открыты, как бы в знамение призвания всего мира в Церковь Христову. За престолом возвышается величественное распятие Христово.

...

У нас с 10-го июля, воскресенья, это неделя 3-я по Пятидесятнице, уже 6 дней сходит благодать у святого гроба Господня в виде молний, а в приделе Ангела и у самого гроба в виде молниеносного света в течение целого дня - примерно с 11-ти часов утра до 15-16-ти часов дня. Мы в пятницу 14-го июля стояли в 3 часа дня в приделе Ангела, пропели все пасхальные песнопения, и благодатный свет вспыхивал особенно на изображении архангелов. Так не было никогда. В первый день явление благодати было очень сильное, в виде сияющего света, и наблюдалось в основном на самом гробе Господнем, а в последующие дни в приделе Ангела. Благодать сходила в виде вспыхивающих пятен света небольших размеров и разной формы, иногда похожих на звезды, иногда на извивающиеся ленты. Некоторые принимали благодать за вспышки фотоаппаратов, но благодатный свет имел четкие очертания и цвет, в отличие от фотовспышек, как бы более теплый. Сияние вспыхивало на стенах в приделе Ангела, большей частью над входом в гроб Господень, на изображении ангелов и воскресшего Спасителя. В самый первый раз благодать сошла в присутствии группы туристов, по-видимому, неверующих и произвела на них такое сильное действие, что они в ужасе пали на колени, как бы ощущая присутствие Самого Бога. На одного из первых свидетелей явления благодати она подействовала тем, что он долгое время был как бы вне себя, а потом у него появилось горячее желание мученичества за Христа. Одна монахиня из Горнего монастыря наблюдала следующее: две старушки выходили из гроба Господня, и в это время благодатный огонь вспыхнул прямо на них, как бы обдав их полностью, с головы до ног. Еще одна горненская монахиня, находясь в приделе Ангела, видела сноп огня, вышедший из гроба Господня "и как бы растекшийся по изображению ангелов и Спасителя.

29 октября в субботу во Иерусалиме был временами мелкий дождь и сильный гром и молнии устрашающие - знамение явное.

5 ноября после крестного хода увидели свет в виде вспышки. Вся кувуклия (часовня гроба Господня) сверкала и Голгофа тоже, даже по телу дрожь пробирала, и дух был в страхе и умилении.

...

В великую субботу Церковь воспоминает пребывание Иисуса Христа телом в гробе, сошествие душею во ад, введение разбойника в рай. В этот день каждый год с древних времен совершается великое таинство - схождение благодатного огня. Этот священный огонь принимает патриарх на святом гробе Господнем. И в этот год в великую субботу, 30 апреля (нового стиля, - это 17 апреля по старому стилю), когда русские паломники стояли рядом с кувуклией, то видели, как перед таинством сошествия благодатного огня колебались лампады: одна в клюве голубя, две большие верхние слева и большая центральная. Видно было сияние, как бы молния на большом пространстве.

Благодатный огонь - это особое проявление Божией милости и благодати, подается только православным христианам, ибо православная вера дана Самим Богом через святых апостолов, через святых отцов. Приходят в храм Воскресения и католики, и мусульмане, и копты, и армяне, и баптисты, и других вероисповеданий представители, но никакой явной благодати от Бога они не получают. Принесши смиренные молитвы к живоносному гробу Господню, испытав трепетные минуты ожидания благодатного огня, и возвеселившись сошествием оного, русские паломники встретили Христово Воскресение на святой земле. (стр. 276-277)

...

Вокруг в ведении монастыря [Синайский монастырь великомученицы Екатерины] находятся 22 пустынные горные церкви и много келлий подвижников. Подвижники монахи, а их доходило до 5 тысяч, имели такую веру, что перед Пасхой в великую субботу брали в руки сухой тростник или траву, молились и ждали, и Господь посылал 'им утешение - как у гроба Господня, в руках их зажигались пучки огнем. (388)

...

Вот расскажу о благодатном огне. Люди приходят на это место за 2-3 дня, чтобы быть поближе к кувуклии (часовня над гробом Господним в храме Воскресения Христова в Иерусалиме). Было время 12 часов дня. Народу было очень много. К этому времени в храме погасили все огни, все лампады, все свечи. Тщательно проверяли, не остался ли где какой огонь. Стало немного темновато. Вдруг забил колокол. По огражденным проходам крестным ходом пошли священники, зашли в алтарь и начали служение.

У меня было в руках много свечей. Вдруг над ку-вуклией образовался как будто шар, или как маленькое облако. А потом оно увеличивалось и двигалось все время. Только я удивился, смотрю - что такое? Треск, гром, и сразу образовался ослепительный свет, как молния. И все исполнилось морем огня.

Я смотрю вверх, забыл, что у меня в руках свечи, и вдруг эти свечи загорелись. Большой огонь образовался. Я испугался, давай тушить их. А никак не утушу - огонь стоит на месте, не колеблется. Думаю, сгорю. Во всем во мне трепет...

И вдруг душу мою объяла радость. Это ведь не простой огонь, а благодатный! Мне хотелось прыгать, хотелось плакать, хотелось кричать. Вот тогда я понял, что это была благодать. Не могу я вам передать ту радость, которую чувствовал при схождении огня. Все люди изменились. Все обнимали друг друга. Я чувствовал, что Господь действительно нас посетил. (446-447)

...

Cвятыни храма гроба Господня: колонна, камень помазания, Голгофа, придел равноапостольной Елены, место обретения Креста, столб бичевания, святая темница, кувуклия, в ней гроб Господень и придел Ангела, где сходит благодатный огонь, совершается литургия, поклонение гробу, где лежало тело Господа Иисуса, неугасимая лампада от благодатного огня, от него затепливают свечи - опаляют пучки свечей и везут домой, берут святое масло, освященное на гробе Господнем. Все святыни заключены в одном здании храма.

Описание расположения святынь в храме гроба Господня.

В храм ведет один главный вход. Он имеет обрамление тремя колоннами справа и слева. На средней колонне, слева перед входом, имеется глубокая трещина, внутри как бы закопченная дымом и пахнет гарью. Из этого места вышел благодатный огонь в великую субботу перед Пасхой, когда здесь стояли православные священнослужители. В тот год на Пасху армяне решили войти в гроб Господень и первыми получить благодатный огонь, но святой огонь к ним не сошел, а вышел из колонны у входа и зажег свечи у православных, и теперь только православные входят в кувуклию для получения благодатного огня. (стр. 492-493)

Цит. по: Слово паломника. Путешествие по святым местам... Изд-во Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыря. М., 1996 г. С. 52-53; 264-266; 426-432; 451-452; 458-459. Цит. по: Губанов Владимир. Чудеса на Гробе Господнем изд-во "Лествица", М., 1999 г.

Карта сайтаВ начало разделаСлово паломника. Путешествие по святым местам... М., 1996 г.